Инструкция
по безопасному поведению на объектах
железнодорожного транспорта и вблизи железнодорожного полотна
1. Общие знания об опасности на железной дороге
1.1. Железная дорога — зона повышенной опасности.
1.2 Основными причинами травмирования граждан железнодорожным подвижным составом являются:
1.2.1 незнание и нарушение правил безопасности при нахождении в зоне железнодорожных путей
1.2.2 неоправданная спешка и беспечность
1.2.3 нежелание пользоваться переходными мостами, тоннелями и настилами
1.2.4 озорство, хулиганство, игры как на железнодорожных путях, так и на прилегающей к ним территории.
1.3 Движущийся поезд остановить непросто. Его тормозной путь в зависимости от веса, профиля пути в среднем составляет около 1000 метров. А пешеходу, для того чтобы перейти через железнодорожный путь, требуется не менее пяти-шести секунд.
1.4 Подходить к неподвижным вагонам ближе, чем на 5 метров, и подлезать под вагоны нельзя (Если какой-нибудь выступ или рычаг вагона зацепится за одежду зазевавшегося человека, того затянет под колеса)
1.5 Сила воздушного потока, создаваемого двумя встречными составами, составляет 16 тонн, при такой нагрузке человека может затянуть под поезд.
1.6 Переходить и переезжать железнодорожные пути нужно только в специально отведенных для этого местах. Для безопасного пересечения существуют специально оборудованные пешеходные переходы, тоннели, мосты, железнодорожные переезды.
1.7 При пересечении неохраняемого переезда, нужно внимательно следить за сигналами, подаваемыми техническими средствами, убедиться, что нет приближающегося поезда. (Категорически запрещается проходить по железнодорожному переезду при запрещающем сигнале светофора переездной сигнализации независимо от положения и наличия шлагбаума)
1.8 Опасайтесь края платформы, не стойте на линии, обозначающей опасность! Оступившись, вы можете упасть на рельсы, под приближающийся поезд. Берегите себя!
2. Организационные мероприятия по обеспечению безопасности детей и подростков.
2.1. Провести беседы о безопасном поведении обучающихся вблизи железнодорожного полотна и при пользовании железнодорожным транспортом;
2.2 Контролировать поведение детей и подростков вблизи зоны повышенной опасности
3. Меры безопасности при нахождении вблизи железнодорожного полотна и в железнодорожном транспорте:
– При движении вдоль железнодорожного пути не подходите ближе 5 м к крайнему рельсу;
– Переходите железнодорожные пути только у установленных местах, пользуйтесь при этом пешеходными мостами, тоннелями, переходами, а там, где их нет – по настилам и в местах, где установлены указатели «Переход через пути»;
– Перед переходом путей по пешеходному настилу необходимо убедиться в отсутствии движущего подвижного состава. При приближении поезда, локомотива или вагонов остановитесь, пропустите их и, убедившись в отсутствии движущегося подвижного состава по соседним путям, продолжайте переход;
– Подходя к железнодорожному переезду, внимательно следите за световой и звуковой сигнализацией, а также положение шлагбаума. Переходите через пути при открытом шлагбауме, а при его отсутствии, когда нет близко идущего подвижного состава;
– При переходе через пути не подлезайте под вагоны и не перелезайте через автосцепки;
– На электрифицированных участках не поднимайтесь на опоры, а также не прикасайтесь к спускам, идущим от опоры к рельсам, и лежащим на земле элекропроводам;
– При ожидании поезда не устраивайте на платформе подвижные игры. Не бегите по платформе рядом с вагоном прибывающего (уходящего) поезда и не стойте ближе 2 метров от края платформы во время прохождения поезда без остановки;
– Подходите непосредственно к вагону после полной остановки поезда. Посадку в вагон и выход из него производите только со стороны перрона или посадочной платформы, будьте внимательны – не оступитесь и не попадите в зазор между посадочной площадкой вагона и платформой;
– На ходу поезда не открывайте наружные двери тамбуров, не стойте на подножках и переходных площадках, а также не высовывайтесь из окон вагонов. При остановке поезда на перегоне не выходите из вагона;
4. Запрещается:
4.1 Переходить железнодорожные пути в неустановленных местах.
4.2 Переходить пути перед близко идущим поездом (менее 400 м)
4.3. Подлазить под вагоны, перелазить через автосцепки.
4.4 Запрыгивать в вагон отходящего поезда
4.5 Играть на платформах и путях.
4.6 Высовываться из окна на ходу поезда.
5. Действия в чрезвычайной ситуации:
5.1. В случае экстренной эвакуации из вагона старайтесь сохранять спокойствие, берите с собой только самое необходимое.
5.2 Окажите помощь при эвакуации пассажирам с детьми, престарелым и инвалидам.
5.3 При выходе через боковые двери и аварийные выходы будьте внимательны, чтобы не попасть под встречный поезд
Инструкция составлена на основании:
1. Закона Республики Беларусь "О железнодорожном транспорте" от 6 января 1999 г. № 237-З
2. "Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях" от 21 апреля 2003 г. №194-З
3. Постановления Белорусской железной дороги и Министерства труда Республики Беларусь от 28 июля 1998 г. №19/71 "Об утверждении Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах на железнодорожном транспорте
4. Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 21.04.2008 N 57 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в Республике Беларусь
5. Указ Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. N 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» (Правила Дорожного Движения)
6. Правил поведения пассажиров Белорусской Железной Дороги (POEZDA.by)
Правила поведения на железной дороге
Примерная беседа классного руководителя с родителями обучающихся, обучающимися
Железная дорога - удобный и востребованный вид транспорта, которым пользуются миллионы людей каждый день. Только в столичном регионе пригородные поезда перевозят в сутки почти 500 000 человек. Повышение скоростей на транспорте решило множество проблем, сократив время пребывания пассажиров в пути и доставки грузов, и в то же время породило массу опасностей для человека.
Зачастую всплеск детского травматизма приходится на летнее время, когда многие ребята оказываются предоставленными сами себе. Другой причиной трагедий становится беспечное, безответственное отношение взрослых к детям. При отсутствии контроля со стороны родителей и недостаточной разъяснительной работы в школах дети забираются на крыши вагонов, беспечно бродят по железнодорожным путям, катаются на подножках вагонов и просто ищут развлечения на железной дороге. Недавно произошел страшный случай, когда 16-летний мальчишка на перегоне «Свольно-Борковичи» Верхнедвинского района, учащийся 9-го класса Нуровской СШ был смертельно травмирован грузовым поездом. Конечно, порицать родителей в такой ситуации невозможно, потеря ребенка невосполнима, поэтому я обращаюсь к другим родителям: будьте внимательнее к своим детям, ведь 16 лет - не тот возраст, когда можно оставлять их без контроля, особенно в зоне железнодорожного транспорта.
Почему травматизм на железной дороге не уменьшается?
- Основными причинами травмирования граждан железнодорожным подвижным составом и поражения током контактной сети являются незнание и нарушение правил безопасности при нахождении в зоне железнодорожных путей, неоправданная спешка и беспечность, нежелание пользоваться переходными мостами, тоннелями и настилами, а порой озорство, хулиганство и игры, как на железнодорожных путях, так и на прилегающей к ним территории.
Известны детские шалости с залезанием на вагон, чтобы прокатиться. Представьте себе, чем они заканчиваются. Ведь напряжение в проводах контактной сети чрезвычайно высокое: до 27500 вольт.
- Часто люди идут вдоль железнодорожных путей, желая видимо, сократить время. Казалось бы, позади и впереди тебя - просматриваемая территория, но опасность все-таки есть. Почему?
- Нередко железная дорога становится «пешеходной», хождение по железнодорожным путям всегда связано с риском и опасностью для жизни. Нередки случаи травматизма людей, идущих вдоль железнодорожных путей или в колее. Если вы переходите железнодорожные пути и видите приближающийся поезд, вы не сможете точно определить, по какому пути он проследует. В надежде маневра можно оказаться прямо под колесами. Движущийся поезд остановить непросто. Его тормозной путь в зависимости от веса, профиля пути в среднем составляет около тысячи метров. Кроме того, надо учитывать, что поезд, идущий со скоростью 100-120 км/час, за одну секунду преодолевает 30 метров. А пешеходу, для того чтобы перейти через железнодорожный путь, требуется не менее пяти-шести секунд. Тем более, что молодые люди любят слушать музыку и при пересечении путей не снимают наушников плейера. Они даже не слышат гудка поезда, а зрительное внимание сосредоточено на том, как удобнее перейти рельсы. И что ждать в этом случае?
- Почему нельзя пересекать пути, когда вообще нет никакого движения, и приближающегося поезда тоже не видно?
- Лишь на первый взгляд безопасны неподвижные вагоны. Подходить к ним ближе чем на пять метров, подлезать под вагоны нельзя: каждый вагон на станции находится в работе, поэтому он может начать движение в любую секунду. И если какой-нибудь выступ или рычаг вагона зацепится за одежду зазевавшегося человека, то несчастного обязательно затянет под колеса.
- Известно, что опасно попасть между двумя движущимися составами, почему?
- Сила воздушного потока, создаваемого двумя встречными составами, составляет 16 тонн, при такой нагрузке человека запросто может затянуть под поезд. Поэтому нельзя пересекать железнодорожные пути там, где это удобно или в желании сократить время.
- Какие основные правила безопасности нужно соблюдать для исключения травматизма?
- Самое главное - переходить и переезжать железнодорожные пути нужно только в специально отведенных для этого местах. Для безопасного пересечения существуют специально оборудованные пешеходные переходы, тоннели, мосты, железнодорожные переезды, путепроводы. Если Вам приходится пересекать неохраняемый переезд, внимательно следите за сигналами, подаваемыми техническими средствами, убедитесь, что не видите приближающегося поезда. Категорически запрещается проходить по железнодорожному переезду при запрещающем сигнале светофора переездной сигнализации независимо от положения и наличия шлагбаума.
- Люди часто жалуются на поведение некоторых пассажиров в электропоездах. Толчея, неуважение к старшим и, конечно, курение. На западе сейчас активно борются с курением в общественных местах. Правда, что курение в вагонах и тамбурах - проблема не только и не сколько плохого воспитания и невежественности наших граждан, но и проблема личной безопасности?
- К сожалению, приходится констатировать, что многие проблемы связаны, конечно, с менталитетом современного пассажира. Граждане, которые добираются на работу при помощи электропоездов, затрачивают на поездку пусть даже из самых отдаленных районов максимум час, час с половиной. Неужели за это время нельзя обойтись без сигареты? А ведь нередки случаи задымления из-за непотушенной сигареты в составе, на путях.
Для того чтобы искусственно создать вентиляцию в тамбуре, между дверьми ставятся бутылки, банки и другие предметы. Я не говорю сейчас о том, сколько средств тратит дорога на ежегодный ремонт подвижного состава - это отдельная тема для разговора. Дело в том, что степень сжатия входных дверей очень высокая, и люди получают порой серьезные травмы. Получается, что люди ради удовлетворения сиюминутных желаний подвергают опасности не только свои, но и чужие жизни.
Нет ничего важнее человеческой жизни, а детские жизни - это самое ценное. Я хочу обратиться именно к детям: беспокойтесь о себе, будьте внимательны и бдительны, помните, что железная дорога - не место для игр. Не катайтесь по платформе на велосипеде, скейтборде и роликах - ЭТО ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ! Приближаясь к железной дороге - снимите наушники - в них можно не услышать сигналов поезда! Никогда не переходите железнодорожные пути в местах стрелочных переводов. Поскользнувшись, можно застрять в тисках стрелки, которая перемещается непосредственно перед идущим поездом. Опасайтесь края платформы, не стойте на линии, обозначающей опасность! Оступившись, вы можете упасть на рельсы, под приближающийся поезд. Берегите себя!